- Это мероприятие прошло.
2. Проблемное интервью. Лекция Акселератора «-0+500»
14 октября, 2023 08:00 - 22 декабря, 2023 23:00
Проблемное интервью — это главный этап процесса Customer Development, необходимого для подтверждения взаимодействий с клиентами и их ожиданий от продукта, который должен быть создан так, чтобы он работал на ваш бизнес и на вашего клиента одновременно по принципу концепции Jobs To Be Done.
Понимания кто ваши клиенты на самом деле, готовы ли они вам платить за продукт, как они видят ваш продукт и вообще за тот ли продукт они готовы платить, который вы им предлагаете?
!!! Данная тема довольно большая и включает в себя 3 раздела:
1 — Проблемное интервью
2 — Customer Development (глубинное интервью)
3 — Jobs To Be Done
1. ИТАК, начнем с первой части — с ПРОБЛЕМНОГО ИНТЕРВЬЮ
Благодаря качественной проработке этого инструмента, предприниматель может проанализировать опыт потребителя, исследовать глубинные проблемы и сделать качественные выводы для разработки стратегии.
На лекции будут даны инструменты построения качественного интервью для определения сегмента своей целевой аудитории с похожими ситуациями и запросами для проработки следующих этапов бизнеса.
При понимании основных вопросов взаимодействия с потребителями важным аспектом является механизм создания обстоятельств в жизни клиентов, при которых они точно воспользуются новым продуктом, а бизнес сможет простроить благоприятный сценарий и успешно расти.
Лекция состоит из 4 частей и практического задания.
- Результатом лекции Акселератора «-0+500» является выполненное задание — это третий слайд, который нужно загрузить на странице вашего профиля на нашей нашей платформе www.investogram.su в вашем профиле. А также вы можете загрузить его в виде артифакта к задаче на платформе Университета 20.35 в рамках проекта ПУТП.
2.1. Проблемное интервью. (Часть 1 — теория)
Прослушайте лекцию, на которой узнаете зачем проводить проблемное интервью? Что будет если не проводить проблемное интервью? Как определиться в какую сторону идти за проблемным интервью и как правильно начать это делать.
2.2. Проблемное интервью. (Часть 2 — теория)
Прослушайте лекцию, на которой узнаете как начать разговор с клиентом? Как показать клиенту, что тема о которой вы обращаетесь к нему важна с точки зрения его глубокой экспертности и мнения. Проверка результатом интервью на механике гипотез.
2.3. Проблемное интервью. (Часть 3 — теория)
Прослушайте лекцию. Если вы уже разобрались какая у клиента проблема, какое решение Вы можете ему предложить? То можно попробовать быстро его сделать, оцифровать и предложить удобное использование Вашего инструмента, но продолжать его анализировать и дорабатывать, чтобы делать его еще более полезным, удобным, а также понятным с точки зрения уже стоимости и денег.
2.4. Проблемное интервью. (Часть 4 — теория + практика)
Прослушайте лекцию, на которой узнаете как лучше проводить проблемное интервью с целью поймать эмоцию клиента? Как зафиксировать ваши результаты в табличку, которая станет помощником для многих решений вашего бизнеса в будущем, когда вы будете возвращаться к первичным исследованиям в момент зарождения вашего бизнеса, глубокой работы с гипотезами и идеей.
Шаблон для работы с проблемным интервью и выполнения практического задания тут (скачайте его для себя и работайте в нем):
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1qFvwQE0J9RyHDG-ChqCsHAlmnzP-ei5dTYTEWeitPao/edit?usp=sharing
ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ДЕТАЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ МАТЕРИАЛА ОТ ГИПОТЕЗ ДО ПРОБЛЕМНЫХ ИНТЕРВЬЮ, мы предлагаем прослушать лекцию «Практика и ошибки при проведении проблемного интервью. Проработка гипотез.». Эта лекция поможет избежать на первых этапах создания никому не нужного бизнеса из-за недопонимания в общении с клиентом, качественно выстроить будущую стратегию не только при продажах и общении с клиентом, но и при построении вашей команды, зарождении корпоративной культуры.
В лекции подробно рассмотрено практическое применение гипотез и разбор заполнения в таблице важных для стартапа этапов.
https://youtu.be/caqqw5k1S6c
Шаблон для работы с гипотезами, ведущими к глубокой проработке проблемных интервью и выполнения практического задания тут (скачайте его для себя и работайте в нем): https://docs.google.com/spreadsheets/d/1NHivH-et9KW4SYvDYQ4mHzM-ViyK-WZcEz6ln0I68Po/edit?hl=ru#gid=1234258853
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Ну что, с проблемным интервью разобрались и теперь переходим к одной из важных тем, которая построена на том, что вы уже знаете о вашем клиенте. Вы можете четко описать его профиль, его образ, его характеристики и как в той песне «ТЫ УЗНАЕШЬ ЕГО ИЗ ТЫСЯЧИ! ПО СЛОВАМ, ПО ГЛАЗАМ, ПО ГОЛОСУ…» ! ДА!!! ЭТО ВОТ РОВНО ТАК!
И тогда, ЧТО??? Ну вот именно для этого и есть специальный инструмент
2. Customer Development
«Гипотеза — всего лишь красивое название догадки» (Стив Бланк и Боб Дорф)
Customer Development (сокращенно — custdev, или «кастдев») — методология создания продуктов или стартапов, через проверку идеи или прототипа будущего продукта на востребованность с помощью потенциальных потребителей и проработки с ним гипотез, описанная Стивом Бланком и Бобом Дорфом в книге «Стартап: настольная книга основателя».
Подготовка к проведению Customer Development очень важна! Именно поэтому основатели часто уединяются и прорабатывают всю глубину общения с респондентами.
Вот тут 6 минут о том как к этому подготовиться правильно и провести с максимальной пользой для вашего бизнеса. https://youtu.be/zInva7Yq-6U?si=jImVBL5Pq9BJJ9x3
А вот тут хороший наглядный пример и разбор построения проблемного интервью на удобном инструменте — на доске MIRO: https://youtu.be/OqgF7yAvsco?si=Ynj0KhOKt_r7_8N4
Первостепенной задачей основателя является на самых ранних этапах развития бизнеса соотнести свое видение и гипотезы с фактами. Custdev применяют когда нужно начать строить с клиентом точный, прямой, но очень профессиональный диалог, в разных форматах: устно, обзвон, опрос, вход в сообщества, опрос среди понимающих тебя в тематических чатах, каналах, посещать тематические встречи и конференции, вливаться в комьюнити, пообщаться с экспертами и возможно изучить обзоры исследовательских организаций для убедительности во время общения с рынком и целевой аудиторией на нем. Кстати, обычно проведение интервью это довольно длительный процесс, поэтому для того, чтобы провести массовый опрос и подтвердить свои гипотезы на большом количестве людей можно использовать онлайн сервисы.
В работе над стартапом Customer Development направлен на понимание точных опорных формулировок вашего бизнеса, расчета и определения клиентской статистики ведущей к цифрам, к деньгам, подтверждения «нужности» вашего продукта, приблизительного понимания затрат и доходов. Это ваши первые метрики, которые всегда должны быть на слайде и на которые всегда смотрит инвестор. Начинать Custdev можно и нужно до создания MVP, сразу после появления идеи. Его можно проводить разными способами. Самое простое — это интервью лично или по телефону. Интервью в мессенджерах и социальных сетях тоже возможны, но менее эффективны. Для того чтобы фиксировать результаты интервью можно использовать электронные таблицы.
Вот тут шаблон одной из таблиц, которая Вам может пригодиться: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1_kuTSkmAj6BY71RVkFQqLYClKKowQVkKH1-1VXtLkzg/edit#gid=1811189286
А тут предлагаем потратить 11 минут и посмотреть полезное видео про Custdev:
А вот 10-минутное видео с советами о том, где найти людей для глубинного интервью Custdev:
Итак, как вы поняли, правильно поставленный процесс Custdev обеспечивает команде стартапа необходимую обратную связь и поступление ценной информации для стимулирования процесса гибкой разработки продукта в сотрудничестве с потенциальными клиентами. Стартап в отличии от спланированного бизнеса всегда находится в поиске решений и постоянно двигается от одной ошибки к другой. Основатели должны понимать, что не менее 80% гипотез при подтверждении рынка и после ответов потребителей окажутся ложными. Что же делать?
1. Регулярно выполнять итерации и развороты бизнес-модели и постоянно тестировать их.
2. Выбросить жесткий бизнес-план, перейти на гибкую и постоянно подтверждающуюся модель. «У всех есть план. До первого удара в челюсть» (Майк Тайсон)
3. Определить методы входа в рынок на котором будете работать? Каких представителей лучше опросить для подтверждения спроса на нем вашего продукта?
4. Научиться быстро принимать решения на основе полученных ответов от представителей рынка.
5. Привлекать в команду только увлеченных и энергичных людей.
6. Обменивайтесь мнениями и информацией с командой и клиентами.
Чтобы стартап стал успешным, результат процесса Custdev должен получить всеобщее признание, несмотря на частые итерации и развороты. НЕ ПОВЕРИТЕ! ИНВЕСТОРЫ тоже будут рады видеть множество проработанных стартапом вариантов, проделанных разворотов, множество вариантов общения… Но ведь это приближение к самому правильному варианту бизнес-модели и масштабируемости бизнеса.
«Я не терпел поражение, я просто нашел 10000 способов, которые не работают» (Томас Эдисон)
Как строить процесс и где найти первых «помогаторов» в исследованиях уже с первых шагов стартапа в процессе акселерации? Для этого у вас УЖЕ есть сообщество по бизнес-старту — ЭТО наш чат https://t.me/+eEIh_bxA-bE1Yzc6
Мы очень гордимся НАШИМ супер бизнесовым чатом, где собралось реальное сообщество стартаперов из разных городов и стран и участники помогают друг другу советом, проводят быстрые опросы и поддерживают друг друга. Вы можете создать свой первый опросник в гугл-формах или где вам удобно, и попросить участников пройти его!
ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите время на его прохождение! Помните, главное, что мы ценим в профессии бизнесмена — ВРЕМЯ!!!
После того, как вы получите ответы на вопросы к вашей аудитории, оформите слайд с графиками и прикрепите его в презентации в вашем профиле на www.investogram.su, а также в виде артифакта в цифровом профиле на платформе Университет 20.35.
_____________________________________________________________________________________________________________________________
3. Концепция Jobs To Be Done
Jobs to be Done (работа для выполнения) — это теория о поведении пользователей, которая помогает понять, как и почему люди принимают решение о первой покупке. С помощью JTBD мы можем делать прогнозы о том, какой продукт будет востребован на рынке, а какой — нет.
Смысл теории в том, что люди не покупают продукты, а «нанимают» их для выполнения определённых задач.
Теоретически предполагается, что глобальная цель каждого человека — стать лучше, и продукт должен помочь в этом. Подход отличается от Custdev и от описания целевой аудитории с проблемным интервью тем, что помогает исследовать пользовательские инсайты и трудности.
Неважно, как люди используют продукты, важно, зачем они их приобрели. Каждый человек перед покупкой любого продукта испытывает момент внутренней борьбы (Struggle Moment). JTBD помогает выяснить, что за момент это был. При этом теория не исключает использования других методов исследования.
Данные по аудитории могут накладываться на JTBD и становиться ещё полезнее. Ведь вы будете знать не только, кто ваши потенциальные клиенты, но и почему они покупают у вас, вы можете узнать, что движет людьми в момент принятия решения о покупке, а значит, у вас есть возможность создавать такие продукты, которые будут лучше отвечать на внутренние запросы клиентов.
Цель JTBD — понять, почему пользователи покупали продукты в прошлом, и спрогнозировать, будут ли они покупать в будущем.
Существуют две интерпретации JTBD, и у них принципиально разные взгляды к определению «сделанной продуктом работы». Если вы действительно хотите разобраться с JTBD, вам будет полезно различать две версии Jobs to be Done:
- Jobs-As-Progress (работа как прогресс): теорию разработали Клэйтон Кристенсен, Боб Моэста, Алан Клемент и другие.
- Jobs-As-Activities (работа как процесс): теорию разработал Энтони Ульвик.
Подробно описано об этом тут: https://vc.ru/marketing/73830-jobs-to-be-done-ili-vse-chto-sleduet-znat-o-zhelaniyah-polzovateley
Про JTBD методы применения и даже чек-лист хорошо и коротко (3 видео по 3-4 минуты) в этих видео:
Не забудьте отметиться на мероприятия на платформе LEADER-ID по ссылкам
для РУДН: https://leader-id.ru/events/459046
LEADER-ID мероприятия для СИБАДИ по ссылке: https://leader-id.ru/events/457862
До встречи !